|
10 марта 2015 года
Сертификация систем качества менеджмента: особенности внедрения СМК
Качество является формулировкой не только сложной и емкой. Оно имеет (с учетом целей использования) несколько аспектов (экономический, философский, социальный, технический, правовой). Для того, чтобы обеспечивать общее руководство качеством, внедряется система его менеджмента – включающая в себя совокупность как организационной структуры, так и процессов, методик и применяемых ресурсов. Внедряют ее с целью улучшения привлекательности товаров и услуг, для повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. СМК выступает в качестве неотъемлемой составной части системы менеджмента участника рынка.
Основными нормативными документами, посредством которых происходит внедрение системы менеджмента качеством, являются стандарты ISO 9001-2000. Разработчик данной серии нормативных актов – Международная организация по стандартизации. Указанные выше стандарты устанавливают основополагающие критерии управления компанией – речь ведется не только об идеологии менеджмента качеством, но и его принципах, используемых в практической деятельности методах. Наиболее важный стандарт СМК - ISO 9001. После его внедрения на территории России прекращено действие нормативного документа ГОСТ Р ИСО 9001-2008, и начинает действовать стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) содержание которого такое же, как и у международного стандарта.
Смысл сертификации системы менеджмента качества состоит в том, чтобы получить доказательную базу, которая бы обосновывала необходимость декларирования соответствия критериев товаров и услуг нормативным. Существует 8 фундаментальных принципов СМК:
- лидерство во всех аспектах практической деятельности должно принадлежать руководству;
- ориентация работы компании - в сторону потребителя;
- в процесс внедрения системы менеджмента качества следует активно вовлекать персонал;
- главной характеристикой построения СМК является процессность;
- принятый подход к управлению – системный;
- решения, принимаемые при внедрении СМК, должны отражать реальное положение дел, основываясь на фактах;
- по мере использования передовых подходов построения СМК должны отмечаться улучшения показателей организации;
- отношения с поставщиками и контрагентами выстраиваются на взаимовыгодной основе.
На стадии сертификации системы менеджмента качества выделяют два этапа: предсертификационный (организационный) и основной. На стадии организации работ заявку следует подать в Органпо сертификации систем менеджмента качества. Заявитель оплачивает регистрационный взнос, после чего получает необходимый пакет документов (исходные формы, позволяющие провести предварительную оценку СМК, нормативные акты, которые требуются для проведения процедуры сертификации). В них содержатся данные как о самом предприятии, так и выпускаемом им товаре, показателях его качества. После запускается процесс сертификации, который происходит в трех основных направлениях:
- предварительно оценивается СМК;
- проводится проверка системы, оценивается ее эффективность;
- выполняется инспекционный контроль над функционированием системы менеджмента качеством.
|
|