22 октября 2014 года
Интегрированная система менеджмента (ИСМ): очевидные преимущества от ее внедрения
Цель многих отечественных компаний – успешная работа не только на внутреннем, но и на зарубежном рынке. Учитывая уровень конкуренции, новым участникам хозяйственной деятельности необходимо наглядно доказать, что производимые ими товары и оказываемые услуги ничуть не хуже (а по многих показателям и лучше) аналогичных соперников. Как это сделать? Целый ряд сложных вопросов удается снять в результате внедрения интегрированной системы менеджмента (ИСМ).
Что это? Данным термином обозначают действующие как единое целое две или больше систем менеджмента качества. Переход на новый уровень ведения практической деятельности воспринимается десятками российских фирм в качестве возможности не только повысить уровень собственной конкурентной способности, но и получить импульс для активного, динамичного развития. Интеграция осуществляется в формате нескольких нормативных документов. В подавляющем большинстве случаев речь ведется о системах:
- управления охраной труда (ГОСТ 12.0.230-2007);
- экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО 14001);
- менеджмента качества (ГОСТ ИСО 9001).
Сертификация в формате нескольких нормативных документов, действующих в тех или иных сферах народного хозяйства, вобрала в себя самые сильные положения каждой из систем. Выполнение положений ИСМ создает предпосылки для того, чтобы повышался уровень безопасности труда в масштабах организации, соблюдались экологические нормативы в промышленном производстве, производились товары с достойными техническими характеристиками.
Можно ли говорить о том, что понятия интегрированная система менеджмента и система общего менеджмента равны по значимости? Безусловно, нет. Подобное сможет иметь место быть лишь тогда, когда соответствующие стандарты будут разработаны и внедрены на все без исключения хозяйственные сферы. В настоящий же период времени ИСМ воспринимается как составная часть системы общего менеджмента.
Какие конкретно проблемы удается решить в том случае, когда руководство компаний предпринимает все от него зависящее, чтобы внутри структуры как единое целое работали несколько стандартов? С одной стороны, разрубается Гордиев узел сложных взаимосвязей между системами, регламентирующими повышение качества выпуска продукции, охраны труда, ведения практической деятельности с учетом экологических нормативов, если бы они внедрялись независимо друг от друга. С другой стороны, реально избежать дублирования документов, затрагивающих различные сферы деятельности хозяйствующего субъекта. Кроме того, внедрение интегрированной системы создает предпосылки для экономии ресурсов по сравнению с тем, когда стандарты вводятся независимо, по одному.
Успешное построение интегрированной системы менеджмента подразумевает неукоснительное следование положениям, прописанным международными стандартами. Приоритетными являются принципы системного и процессного подхода, лидерских позиций администрации, полномасштабное вовлечение сотрудников, поэтапное улучшение условий труда.
С целью проверки эффективности работы ИСМ проводятся ее аудиты (конкретные требования к ним указаны в ГОСТ Р ИСО 19011-2012). Они могут быть внутренними и внешними. Первый проводятся специалистами самой компании. Второй – приглашёнными сторонними экспертами, документальным подтверждением внедренной интегрированной системы менеджмента является сертификат соответствия.
|